Егор Холмогоров: Советская власть клеветала на дореволюционную русскую деревню

Изучил большой альбом из Русского Музея посвященный теме крестьянства в русской живописи.

Поразился тому, как тщательно из списка известных нам с детства картин было в свое время убрано все, где русская деревня показана чистой, светлой, радостной. С какой безошибочной ненавистью оставлены только работы передвижников и окрестностей с грязью, горем, пьянью и рванью.

Работали на совесть, чтобы у советских детей другое представление о русской деревне не могло даже заподозриться. Что существовала огромная традиция изображения светлой и зажиточной деревни мы и не подозревали.

Вся прогрессивная интеллигенция работала на миф о предельной отсталости, нищете и духовной деградации русского крестьянства. Этот миф нужен был с целью уничтожения царской власти и дальнейшего “реформирования” самого крестьянства.

Например именно интеллигенцией культивировался миф о “снохачестве”. Снохачество не было широко распространено среди русских крестьян. В основном оно касалось солдаток, жен рекрутов, забранных в армию на долгие годы.

Зато тема снохачества чрезвычайно напористо эксплуатировалась прогрессивной интеллигенцией с целью стигматизации нравов “народа-богоносца” и пропаганды прогрессивных реформ. Базаров у Тургенева, Лесков, Горький, Сергеев Ценский создают мифологическую фигуру “снохача”.

То есть на русского крестьянина “народолюбцы” сознательно клеветали чтобы его реформировать.

А если возвращаться к живописи, конечно передвижничество и вообще все литературно-художественные течения 1860-х были колоссальной миной под всю русскую культуру.

И конечно катастрофично, что была забита школа Венецианова.

Егор Холмогоров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *