Стоит ли жалеть «расстраляны колер нацыі»?

Поводом для великого плача у свядомых змагаров является «расстрэл за адну ноч з 29 па 30 кастрычніка 1937 года нашае літаратурнае эліты». При ближайшем рассмотрении оказывается, что одни коммунисты расстреляли других коммунистов и лить слёзы из-за того, что тоталитарный режим расстрелял своих пропагандистов даже как-то странно. Свядомыя ненавидят Сталина и СССР. Представьте себе каких-нибудь антифа, которые мочат Гитлера в интернете и пишут не про развязывание войны, не про геноцид целых народов, не про военные преступления, а что-то вроде: «Адик! Ты сволочь! Устроил ночь длинных ножей! Расстрелял Рёма, Штрассера, Шнайдхубера, а они ведь были элитой национал-социализма!» Странно будет выглядеть, не правда ли?

Пройдемся по списку самых топовых фамилий. Источник информации (страница в скобочках) — Белорусская ССР. Краткая энциклопедия. Т. 5. Мн., 1982.

Анатоль Вольны (настоящая фамилия — Ажгирей) — поэт, в своём творчестве «прославлял революционные свершения, своего современника — строителя новой жизни… Приключенческая повесть «Два» (1925) посвящена борьбе против польских оккупантов, повесть «Антон Савицкий» (1927) — Гражданской войне… Писал агитшутки» (с. 124). В 1924 году издал сборник поэзии с красноречивым названием «Камсамольская нота». В 1935 году получил из рук сталинской власти заслуженного деятеля искусств БССР.

Платон Галавач — поэт, член РКП(б) с 1924 года, в 1926 году окончил Коммунистический университет Белоруссии имени В.И. Ленина, 1-й секретарь ЦК белорусского комсомола, избирался членом ЦК КП(б)Б и ЦИК БССР. Писал о «коллективизации, социалистическом преобразовании деревни» (с. 154). Посвящал произведения борьбе с польскими оккупантами.

Алесь Дудар — поэт, по совместительству — стукач, спровоцировавший репрессии против Дубовки и Пущи. «Гражданская лирика Дудара — восславление Октября, поэтизация Белоруссии «в фабричных трубах», патетическое воспевание деревни, которая «шагает в новый век». Отдал дань т.н. «есенинщине», но в 30-е гг. в творчестве Дудара снова побеждает оптимистическое мировосприятие. Поэмы «Война за мир» (1932), «Слуцк» (1934) проникнуты героикой революционной борьбы, социалистических преобразований» (с. 211).

Михась Зарэцкі — писатель, драматург. В 1920-1926 гг. работал политработником в Красной Армии. «Основной пафос творчества — утверждение революционных преобразований. В рассказах отражал глубокие социальные перемены, происшедшие в результате Октябрьской революции… В романе «Стёжки-дорожки» (1927) автор размышляет о путях интеллигенции в революцию… Роман «Вязьмо» (1932) посвящён теме коллективизации» (с. 238).

Тодар Кляшторны — поэт, чьи произведения «поэтизируют Октябрьскую революцию, социалистическое строительство» (с. 294). Воспевал коллективизацию, автор ряда восхваляющих сталинский режим произведений с говорящими названиями вроде «Наш кірунак дарог — на Маскву» (1934).

Михась Чарот — писатель, член Коммунистической партии с 1920 года, участник подпольной борьбы с польскими оккупантами, в 1925-1929 гг. редактор газеты «Савецкая Беларусь», кандидат в члены ЦК КПБ (1925-1930 гг.), кандидат в члены ЦИК БССР (1922-1924), член ЦИК БССР (1924-1931 гг.). «Стремился передать пафос революционной эпохи… Вера в «коммуны свет» определила высокий гражданский темперамент поэзии Чарота… Героико-романтическая поэма «Босые на пожарище» (1921) — одно из наиболее ярких произведений белорусской поэзии, посвященное победе Октября, возвышенное восславление революции. Своеобразным продолжением её явилась поэма-фантазия «Краснокрылый вещун» (1923) о времени, когда по всем странам пронесётся революционная буря. Поэма «Ленин» (1924) — одно из первых произведений белорусской Ленинианы. Поэмы «Беларусь лапотная» (1924), «Марина» (1925), «Корчма» (1926), сборник «Солнечный поход» (1929) приветствовали великие перемены в жизни белорусского народа за годы Советской власти» (с. 667-668). Профессиональный стукач. Писал доносы на своих коллег, из-за которых те получили сроки.

Юли Таубин — поэт, «Героика Октября, мотивы дружбы, призвания поэта, поэтизация новой, советской действительности определяют содержание его произведений 20-х гг. В начале 30-х гг. обратился к политической публицистике…» (с. 620).

Валеры Маракоў — поэт, «Содержание творчества отличается пафосом молодости, восславления жизни и социалистического строительства, героики революции» (с. 440).

Юрка Лявонны — поэт, «В сборниках поэзии «Комсомольские стихи» и «Штурм» (1930), «Железные вихри» и «Разбег» (1931), «Зрело и мужественно» (1932) — восславление социалистического строительства, пролетарского интернационализма, мотивы молодости, любви. Автор сборника очерков «Поступь пятилетки» (1931)» (с. 359).

Янка Нёманскі — писатель и экономист, с 1918 года работал в Белнацкоме в наркомате Сталина, в 1919-1921 гг. воевал в Красной Армии, член ЦИК БССР в 1927-1936 гг. В рассказах, романе «Хищники» (1928-30 гг., неокончен) «отобразил жизнь крестьян в дореволюционный период, подъем революционного движения накануне 1-й мировой войны, события гражданской войны в Белоруссии, создал образы борцов за народное дело» (с. 490).

Все расстрелянные были любителями Вождя, Партии, дедушки Ленина, далее по списку. То, что их списали в утиль — ну, бывает. Мне от этого ни холодно, ни жарко, я же не коммунист. Коммунисту было бы логично возмущаться: расстреляли ведь верных партийцев, преданных делу Великого Ленина. У меня жалость вызывают другие, честные люди, не связанные с системой. Простые крестьяне, рабочие, представители интеллигенции, военные. А когда я читаю про расстрелы письменников-пропагандистов, мне вспоминается лишь песня «Братва, не стреляйте друг в друга. Вам нечего в жизни делить».

P.S. Когда говорят про «расстрелянный колер нацыі» и «зьнішчанную ў 1937-м літаратуру», хочется спросить этих людей: вам о чём-нибудь говорят такие имена, как Янка Купала, Якуб Колас, Кондрат Крапива, Петрусь Бровка, Змитрок Бядуля, Кузьма Чёрный, Петро Глебка, Янка Мавр, Валентин Тавлай, Пилип Пестрак?

Юрий Котович

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *