«Супраць чужога нацыяналізму – свой нацыяналізм»: о чем мечтали белорусские нацисты

История белорусского нацизма – одна из наименее изученных страниц белорусской политики ХХ века. Между тем белорусы также не избежали увлечения идеями национал-социализма, широко распространившегося в Европе 1930-х гг. Белорусские нацисты на протяжении всего своего существования оставались малочисленными маргиналами, не оказывавшими почти никакого влияния на политические реалии своего времени, однако успели выработать собственную идеологию.

Лидером и основателем БНСП был Фабиан Акинчиц (1886-1943), который 25 ноября 1933 г. начал издавать в Вильне журнал «Новы Шлях». Ближайшими соратниками Акинчица стали А.Стапович (Владимир Загорский) и В.Козловский. Идеология белорусского нацизма во многом вырабатывалась в публикациях именно этого журнала.

Как и положено нацистам, члены БНСП одновременно были и социалистами, и националистами. При этом советская модель развития общества ими категорически отвергалась. По мысли Акинчица, диктатура пролетариата для аграрной Беларуси неприемлема. Неприемлемы и колхозы, но сельское хозяйство тем не менее должно быть «социалистическим», а именно кооперативным. При такой модели крестьянство якобы будет лишено любого вида эксплуатации – и буржуазной, и коммунистической.

Наиболее вредным для белорусов в представлении Акинчица и его соратников считался интернационализм, «убивающий» народы и различия между ними. Белорусские нацисты выдвигали следующий лозунг: «Супраць чужога і свайго капіталізму – свой сацыялізм, супраць чужога нацыяналізму – свой нацыяналізм».

В 1934 г. «Арганізацыйная камісія беларускага нацыянал-сацыялістычнага актыву» в составе Ф.Акинчиц, В.Козловский, А.Данусевич, В.Загорский и Я.Кратович утвердила основные цели белорусского нацизма. Под номером 1 значитлась «незалежная, бясклясавая, працоўная Беларуская Рэспубліка ў яе этнаграфічных межах». Взгляды белорусских нацистов они сами сочли «дабром беларускай нацыi I дабрабытам кожнага беларуса». Основой экономической жизни считался труд, земля провозглашалась собственностью нации и предоставлялась нацией тем людям, которые трудились индивидуально либо в кооперативах.

Не были забыты и отношения с прочими народами. Главными виновниками экономического упадка белорусов объявлялись евреи (в терминологии Акинчица и компании – «жыды»). Врагами № 2 и 3 соответственно объявлялись русские и поляки: первые – за «русификацию», вторые – за «полонизацию».

Отношение белорусских нацистов к религии было крайне отрицательным. Белорусский нацист был обязан вести непримиримую борьбу с «польска-каталіцкім і маскоўска-праваслаўным клерам», поскольку католические священники Беларусь «полонизировали», а православные – «русифицировали».

18 июля 1934 г. в номере 4 журнала «Новы Шлях» был опубликован своеобразный моральный кодекс белорусского нациста. Согласно ему, он был обязан ставить благо своей нации и ее трудящихся выше личного блага и выгоды, считать язык одной из наиважнейших примет нации, пользоваться исключительно белорусским языком, «выяўляць нэгатыўную ролю жыдоў і паноў на беларускай зямлі», выступать против смешанных браков (!), «выбіраць – у меру магчымасьці – такую працу ў жыцьці, каб быць як найменей залежным ад чужога дзяржаўнага апарату і больш удзяляцца грамадзкай працы для дабра сваёй нацыі». Отдельно подчеркивалось, что «нам не па дарозе ні з камуністамі, ні з соцыялістамі-ўгадоўцамі, ні з існуючымі буржуазнымі партыямі».

Вообще говоря, белорусские нацисты были крайне критично настроены по отношению ко всем существующим в Западной Беларуси политическим движениям. Они презирали и тех деятелей БНР, которые вернулись в БССР, и тех, кто остался в Польше или Литве. Фабиана Яремича обвиняли в бездействии, Вячеслава Богдановича – в «прарасейскасцi», КПЗБ прямо называли «жидовской» партией.

К 1936 году белорусские нацисты дозрели до формулирования собственной программы, которая была опубликована на страницах «Новага Шляху». Программа состояла из 13 пунктов: «І – Палітычныя мэты, ІІ – Нацыянальна-ўзгадаваўчыя мэты, ІІІ – Адносіны да іншых народаў, ІV – Сацыяльна-эканамічныя мэты, V – Зямельная справа, VI – Работніцкія справы, VII – Палітычныя і прававыя дамаганьні, VIII – Агульна-эканамічная і фінансавая палітыка, ІХ – Асьвета, Х – Рэлігія, ХІ – Самаўрады, ХІІ – Суд, ХІІІ – Шлях да зьдзяйсьненьня праграмы». В марте того же года был опубликован проект статута БНСП, согласно которому партией должен был руководить съезд, собиравшийся раз в три года, а исполнительным органом считался ЦК из 5 членов и 2 сотрудников. В мае-июне 1937 г. прошел ряд региональных конференций БНСПП, где был избран ЦК партии в составе Ф.Акинчиц, В.Козловский, К.Юхневич, А.Пецюкевич и А.Сапко. «Старшынёй» партии избрали Акинчица, секретарем – Козловского, «скарбником» — Юхневича.

Однако претворить грандиозные планы в жизнь не удалось по простейшей причине: польские власти, не желавшие мириться с существованием в приграничной зоне нацистов местного разлива, попросту «вычистили» БНСП из легального политического поля. 18 октября 1937 г. виленский воевода Л.Батянский запретил деятельность партии в радиусе 30 км от границы. Еще раньше такие запреты наложили полесский воевода (29 сентября), белостокский (30 сентября) и новогрудский (11 октября). В итоге 7 ноября 1937 г. ЦК БНСП постановил перенести штаб-квартиру партии из Вильны в Лиду по адресу улица Тихая, 4. Туда же переехала и редакция «Новага Шляху».

Белорусские историки, как правило, делают акцент на том, что после запрета польскими властями деятельность БНСП быстро сошла на нет. На самом же деле партия, пусть и немногочисленная, продолжила существование, а ее функционеры активно участвовали в коллаборационистском движении в 1941-44 гг., как продолжал использоваться и символ партии – бело-красно-белый флаг. Главные «фюреры» белорусских нацистов Фабиан Акинчиц и Владислав Козловский бесславно пали от рук белорусских партизан. История белорусского нацизма оказалась краткой и позорной.

Игорь Орлович

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *