Сергей Смирнов: «Шчучыншчына» VS Русского мира

Байнет буквально взорвало от клипа «Шчучыншчына», отсылке к немного позабытому треку Ксении Дегелько «Я лидер», стебно восхваляющую отдельно взятую «малую родину». Трек расколол белорусское общество на «ретроградов», по старинке ищущих смыслы в каждой строчке и меломанов, которые просто от души наслаждается прилипчивым мотивом.

В этой незатейливой песне, как в капле воды, отражается взгляд на мир «русскомировцев», привычно цепляющихся за смыслы, и нового поколения, которое пытается уйти от проблем, танцуя здесь и сейчас.

После выборные протесты в Беларуси актуализировали сейчас старые «хуторские» идеи малой родины — символами которой были (Бчб флаг) и ретро песня-молитва о главном «Магутны Божа», созданные в те времена, когда Беларусь была под оккупацией, и белорусам нужно было спешно дать отдельные символы, отделяющие их от имперских проектов Москвы.

Потому вполне естественно, что консервативно настроенные граждане, обращающие внимание на слова (или неприглядную биографию их создателей) и символы (их историю) хватаются за сердце и кричат: — «измена», при их виде.

Этим фактом не преминули воспользоваться и белорусские идеологи, которые сегодня, одновременно поносят бандеровские знамена протеста, и, наверное, еще по инерции, все ещё почему-то размещают аналогичные хуторские языческие элементы вышиванки чуть ли не на каждом столбе. Неужели до сих пор не поняли, что именно государственная легитимизация вышиванки и других подобных культурных самостийных инициатив и открыло двери для Бчб флага? Т.е — одна рука чиновничьего аппарата отрицает «нацистскую историю» периода оккупации Беларуси, ругая их в телевизоре, а другая – вешает их на столбы, «просвещая» рабочий класс, идущий на заводскую проходную.

На лицо – хуторские идеи «незалежнастi», все еще витают в воздухе в высоких кабинетах, купируя «имперскую» идею интеграции Союзного государства.

Однако не это главное, главное – то, какие альтернативные идеи (флаги и гимны) в Беларуси способны сегодня предложить сторонники Союзного государства.

Вот, у сторонников новой власти в Беларуси есть вполне ясные символы – Бчб флаг и «Магутны Божа» в качестве гимна. Которые на волне массового протеста действительно приобретают смысл и сторонников, а какие символы могут предложить сторонники Русского мира в Беларуси? Как говорится, осуждаешь — предлагай.

Но сколько я не задавал этот вопрос пророссийски настроенным гражданам, экспертам из Рб, осуждающим националистические символы грядущего нового мира, ответов я от них так и не дождался.

Т.е, многие сторонники Русского мира готовы сражаться против «символов врага», но не готовы предложить ничего взамен. Естественно, в 21 веке бороться против символов протеста по советским методичкам неэффективно и глупо. Масла в огонь добавляет и тот факт, что нынешний белорусский флаг вешают на автозаки, которые вызывают в обществе далеко не самые радужные коннотации. При этом Бчб флаг вывешивают креативно и повсеместно, а «Магутны Божа» партизаны с хорошо поставленным голосом также поют каждый день в самых неожиданных местах, после чего эти записи широко расходятся в Интернете, вызывая массовое привыкание, не хуже прилипчивого мотива «Шчучыншчыны».

При этом прежде практически всех основных претендентов на победу в августовских выборах называли «пророссийскими». Россия отреклась ото всех «своих» кандидатов, публично поддержав Александра Лукашенко. Россия настояла на конституционной реформе, согласно опросам, на онлайн платформе «Голос», пока не вызывающей отклика в белорусском обществе. А другой социологии в Беларуси попросту нет.

Нужно смотреть правде в глаза — белорусским протестам далеко не 70 дней с лишним днем. Они начались еще в мае, когда объявили о начале избирательной кампании. Т.е. белорусов, несогласных с действующим президентом, задерживают и давят всем государственным прессом уже полгода, но решимости в протестующих меньше не стало.

Потому, на мой взгляд, России следует спешно подумать о плане «Б»: как подружиться с белорусским народом, а также над внятными притягательными символами Русского мира, русской интеграционной идеи, которая она может предложить белорусам, после завершения эпохи Александра Лукашенко.

Сможет ли интеграция (сейчас все в мире интегрируются) победить идею местечковой «Шчучыншчыны», сейчас большой вопрос.

 

Сергей Смирнов

Телескоп

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *