«Здрада» или махровая некомпетентность: Могилевский облисполком реабилитирует нацистских пособников?

Интересное сообщение размещено на официальном интернет-портале Могилевского областного исполнительного комитета. В разделе сайта «Брендовые мероприятия Могилевской области» любой желающий может ознакомиться с исчерпывающей информацией по поводу проведения в стародавнем Могилеве международного фестиваля духовной музыки «Магутны божа».

Цели «брендового мероприятия» заявлены самые благие – возрождение духовной культуры на христианском фундаменте, укрепление и расширение международных связей, объединение и взаимное духовное обогащение посредством музыки. С пафосом отмечается, что впервые фестиваль был проведен в 1993 году (т.е. еще в до президентскую эпоху нашего политического развития).

Проводится мероприятие — раз в два года и объединяет более 900 солистов и творческих коллективов из Беларуси, России, Молдовы, Литвы, Польши, Германии, Украины, Италии, США, Ирландии, Латвии, Китая, Чехии, Франции, Бразилии, Нигерии (!), Израиля и Кубы.

В программе: проведение конкурсов вокалистов и хоровых коллективов, духовных спектаклей, праздника колокольного звона, концертные выступления широко известных профессиональных коллективов, концерты органной музыки, конференции, на которых обсуждаются актуальные вопросы религии и вероисповедания.

На первый взгляд, все выглядит, как говорится, весьма чинно-благородно, не правда ли… Но дьявол, как известно, кроется в деталях и мелочах, в нашем случае – в самом названии фестиваля «Магутны божа». Что ж, постараемся дополнить контент сайта Могилевского областного исполнительного комитета историческими фактами, непосредственно связанными с проводимым в городе на Днепре «брендовым» культурным мероприятием.

Итак, как упоминалось в могилевской областной прессе, первый фестиваль «Магутны божа» состоялся 11-17 июля 1993 года по инициативе настоятеля костела Успения Пресвятой девы Марии (сегодня епископа Витебского) Владислава Блина. Название форума произошло от первой строки произведения белорусского композитора Николая Ровенского на слова Натальи Арсеньевой «Магутны божа».

«Магутны Божа! Уладар сусветаў,
вялікіх сонцаў і сэрц малых!
Над Беларусяй, ціхай і ветлай,
рассып праменні свае хвалы».

Белорусского композитора Н. Ровенского оставим в покое, его имя слишком известно в узких кругах настоящих ценителей музыки. Лучше обратим внимание на Наталью Арсеньеву, кто же эта великая женщина, чью память бережно лелеют могилевские культурологи?

Могилевский облисполком реабилитирует нацистских пособников

Родилась 20 сентября 1903 года в Баку, в семье служащего. Закончила Виленскую ( г.Вильнюс) белорусскую гимназию. В межвоенное время город Вильно (Вильнюс) являлся центром белорусского национального движения. Родной язык в виленской гимназии Наталье Арсеньевой преподавал Максим Горецкий, в последствии выдающийся белорусский писатель, литературный критик и историк белорусской литературы.

После окончания гимназии в 1921 году Наталья поступила на гуманитарный факультет Виленского университета. Учебу прервала в 1922-м в связи с переводом мужа, офицера польской армии Франца Кушеля, к новому месту службы. В 1939 году после освободительного похода Красной Армии вернулась из Польши на белорусскую землю. С помощью поэта Максима Танка устроилась на работу в областную «Селянскую газету» города Вилейка Минской области. В 1940-м Н.Арсеньеву как жену арестованного НКВД польского офицера выслали в Казахстан, где она работала в колхозе. После ходатайства М.Танка и Союза писателей БССР, в мае 1941-го советские власти разрешили ей, как и мужу Францу, вернуться в Белоруссию.

Несмотря на жест доброй воли со стороны советского руководства и ходатайства творческой интеллигенции, супруг поэтессы в первые дни гитлеровской оккупации Белоруссии добровольно предложил свои услуги фашистским властям и вступил в ряды так называемой минской вспомогательной полиции.

В 1942 году Ф.Кушель принял участие в реализации, разработанного руководителем полицейскими войсками в Белоруссии группенфюрером СС Ценнером, проекта формирования добровольческого корпуса самообороны (известен также как «Корпус беларускай самааховы»).

Кушель отвечал за офицерские курсы по подготовке кадров для нового антипартизанского формирования. Не отставала от мужа в стремлении угодить новому «европейскому» порядку и его поэтическая муза. В годы Великой Отечественной войны она активно сотрудничала с оккупационными властями, печаталась в коллаборационистских газетах и журналах «Белорусская газета», «Пагоня», «Biełaruski hołas», «Новы шлях». Эти издания вели антисемитскую, антисоветскую и профашистскую пропаганду.

В 1944 году вместе с суженым бежала от наступающей Красной Армии в Германию. Организовывала культурно-просветительскую, антисоветскую творческую жизнь для бывших фашистских преспешников в лагерях для «перемещенных лиц» в американской оккупационной зоне Германии.

С 1950 года проживала в США. Сотрудничество с нацистскими властями в годы войны, уже работая в Америке на «Радио свобода», объясняла так: «Люди, которые ни за что пострадали от советской власти, а таких было не так уж и мало, встречали немцев с надеждой, как избавителей. Абсолютно никто не думал, что немцы такие нелюди…»

Будто бы она не читала статей из газет, с которыми некогда активно сотрудничала в период фашистской оккупации Белоруссии, описывающих в подробностях победоносные итоги карательных операций гитлеровцев против мирных жителей, под благовидными и не очень названиями – «Котбус», «Фриц», «Шаровая молния», «Рысь», «Зимнее волшебство» и многими другими.

Будто не знала поэтесса о трагической участи, уничтоженных вместе с жителями белорусских деревень Хатынь, Борки, Затишье, Дремлево, Тупичицы, Кортелизы и других, пострадавших от гитлеровских карателей, более пяти тысяч белорусских населенных пунктов? Конечно, знала.

Просто совесть не позволяла, утонченной в образах поиска народного счастья поэтессе, размышлять и говорить в слух об этих, не очень удобных для восприятия американским обществом, исторических фактах.

А вот, знали ли функционеры Могилевского облисполкома о корневой, читай, идеологической основе, рекламируемого ими фестиваля «Магутны божа»? Очередная ли это – «здрада» или победа прикормленных властями националистов, или просто махровая некомпетентность со стороны ответственных «вертикальщиков»?

Вопрос – открытый.

Высказать свое мнение по данному вопросу, уважаемые читатели можно через форму обратной связи Могилевского облисполкома: http://mogilev-region.gov.by/oblisp/add-fiz-lico

 

sozh.info

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *