Как Москва может пережить ядерный апокалипсис

Что же, в Москве кто-то точно выживет

Ключевой момент: несмотря на огромное количество бункеров, развитие технологий ядерного оружия делает нынешние стандарты гражданской обороны устаревшими.

По данным МЧС России, в случае ядерной атаки на Москву, в подземных сооружениях есть место для размещения всего населения города. Хотя это очень смелое утверждение, Москва действительно имеет огромное количество бункеров для гражданской обороны и военных. Но какие типы бункеров существуют? Насколько они защищены?

Все бункеры в Москве можно разделить на четыре типа: подвал, метро, Метро-2 (неофициальное название) и «Ёж» проекта «Сфера». Первые два типа в основном используются для гражданской обороны. Последние два в основном используются военными и правительственными учреждениями.

Самой крупной и известной системой гражданской обороны в России является Московский метрополитен. Метро специально спроектировано для защиты от ядерной атаки, обладая не только глубиной, но и укреплениями на туннелях и взрывных дверях, которые обеспечивают защиту от ударной волны и выпадения осадков. Эти двери есть у главных станций, отдаленные станции могут вообще не иметь никакую защиту от взрыва.

туннели московского метро

Новые станции обычно строятся с защитой от взрыва, используя современные технологии. Примечательно, что станция «Парк Победы» построена с использованием армблоков, которые используются для выемки шахтных стволов вверх. Как правило, шахты выкапываются вниз с поверхности, но выемка вверх сводит к минимуму вероятность обнаружения местоположения шахт спутниковой разведкой, поскольку строительное оборудование не могут быть замечены, если оно находится под землей.

Помимо метро, по всей Москве разбросаны различные другие гражданские бомбоубежища. Эти укрытия обычно довольно неглубоки и имеют ограниченную защиту от давления ударной волны. Их присутствие обычно определяется наличием различных дымоходов и вентиляционных отверстий, которые подают свежий воздух в эти бункеры. Некоторые из этих убежищ были перепрофилированы под предприятия и автостоянки. Они, как правило, относятся к типу «подвал».

Характеристики этих бункеров общеизвестны, поскольку существуют документы, описывающие минимальные технические требования. Все бункеры должны быть в состоянии пережить воздушный взрыв мощностью до ста килопаскалей и иметь запасы пищи и воды в течение двух дней. Системы фильтрации воздуха также стандартны. Также предусмотрено производство электроэнергии для запуска систем фильтрации и освещения воздуха.

Сейчас российское правительство снова тратит деньги на этот аспект инфраструктуры, и в 2015 году началась программа строительства или реконструкции старых бункеров гражданской обороны. В 2016 году были проведены масштабные учения, в которых приняли участие более 40 миллионов человек.

Гораздо меньше информации имеется о военных бункерах, но они, как правило, находятся глубже, чем гражданские бункеры. В то время как военные бункеры были впервые построены по типу «подвал» и «метро» (комплекс «Бункер 42 на Таганке» является хорошим примером раннего бункера в стиле «метро»), военные перешли на типы бункеров проктов «Сфера» и «Метро-2» в 1970-х и 1980-х годах.

Бункер 42 на Таганке
Бункер 42 на Таганке

Бункер «Ёж» проекта «Сфера» был разработан как способ повышения живучести неглубоких бункеров, так как неглубокие бункеры дешевле строить. Для достижения большей живучести внешний бункер выполнен в виде сферы . Эта сфера помещена внутри кругового вала. Амортизаторы помещены вокруг сферы соединяясь в внутренний бункер. Эти амортизаторы защищают людей от ударных волн ядерного взрыва.

Бункер "Ёж" проекта "Сфера"
Бункер «Ёж» проекта «Сфера»

Другие бункеры, использующие аналогичную технологию, в которой Центральный бункер подвешен на амортизаторах в центральной конструкции, также могут присутствовать, с различными вариациями формы Центрального бункера. По слухам, существуют также типы «цилиндр» и «болт гайки» (шестиугольный).

Печально известный бункер «Метро-2» создавался аналогично старому типу «метро», но уже глубже под землей для большей взрывостойкости и секретности. Он был построен в два этапа, причем первый был в 1970-х и 1980-х годах, названный D-6, а второй-между 1990-2000 годами фирмой TIS (ОАО Трансинжстрой), которая также строит гражданские станции метро.

Однако большинство источников, сообщающих о «Метро-2» сомнительны, причем почти вся информация — сообщения «очевидцев», которые утверждают, что наткнулись на некоторые входы или выходы «Метро-2» или видели отчеты 1990-х годов.

Несмотря на огромное количество бункеров, последние достижения в области технологии ядерного оружия делают стандарты гражданской обороны устаревшими.


Данный материал является переводом статьи из америкнского журнала The National Interest.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *