Кирилл Озимко о гуманитарной сфере белорусско-российской интеграции (интервью)

Явился ли 2019-й год успешным для Союзного государства? В торгово-экономической сфере всё обстоит непросто: Минску и Москве так и не удалось согласовать все «дорожные карты», и речь зашла о поиске альтернативных источников поставки нефти для Беларуси. Но может быть, в социально-гуманитарном измерении белорусско-российской интеграции дела шли гораздо лучше, и именно эта сфера станет «маяком надежды» для Союзного государства? Об этом «Телескоп» побеседовал с политическим экспертом Кириллом Озимко.

− Кирилл, в отношениях Минска и Москвы всё больше говорят сугубо об экономической и таможенной сферах интеграции. Цифры, торговля, цены, экспорт-импорт. Но часто забывают о гуманитарном, социальном измерении интеграции. Неужели оно уже утратило свою актуальность?

− Несмотря на распространенное мнение о вторичности культурно-гуманитарной интеграции, данная сфера не менее важна для Союзного государства, чем торгово-экономическая. Да, проблемы в экономическом сотрудничестве на данный момент более заметны – они влияют на ситуацию здесь и сейчас, о них больше пишут. Но проблемы в культурно-гуманитарной сфере могут аукнуться не здесь и сейчас, а в будущем.

Культурно-гуманитарная интеграция – это работа на будущее Союза, это поиск смыслового и идеологического базиса остальных сфер сотрудничества. Именно данная сфера ищет ответы на основополагающие вопросы Союза: для чего нам нужна эта интеграция, куда мы вместе движемся, какие у нас общие цели, в чем наше преимущество перед другими интеграционными проектами. Другими словами, это вопросы идеологии, которые необходимо решать для успешного функционирования любых международных союзов.

− Как ты можешь охарактеризовать ушедший 2019 год с точки зрения успешности культурного и гуманитарного измерения белорусско-российской интеграции?

− В 2019 году, как и во все последние годы, в Союзном государстве были проведены определенные культурные мероприятия, львиная доля которых связана с молодежью, с продвижением бренда Союза именно среди юношей и девушек. Отмечу, что экспертное сообщество стало активнее работать в данном направлении, с его стороны предлагаются новые формы молодежной политики, культурно-гуманитарной интеграции, появляются новые летние образовательные школы, гранты, проекты.

Однако в целом прошедший год всё же сложно назвать успешным в сфере культурно-гуманитарной интеграции и молодежной политики Союзного государства. Он останется в истории как год постепенной депопуляризации Союза среди населения.

− Почему ты так считаешь?

− Потому что есть конкретные цифры. Прошлый год принес нам новые социологические данные о геополитической ориентации белорусов – количество сторонников интеграции с Россией постепенно сокращается, особенно среди молодежи.

Это говорит о том, что культурная политика Союзного государства нуждается в модернизации и актуализации ее форм, в продвижении в интернете.

Кроме того, культурные и молодежные мероприятия проводятся на фоне нерешенных вопросов в научной, образовательной, культурной и медиа-информационной сферах интеграции, а ведь это базис для социально-гуманитарного сотрудничества. Главный союзный праздник День единения народов Беларуси и России прошел традиционно скучно и официозно. Так и не была принята общая символика Союзного государства, предусмотренная еще Договором двадцатилетней давности. Хотя неясно, с какими сложностями и издержками это может быть связано.

− Прошлый год был довольно сложным для белорусско-российских отношений, стороны так и не успели до 2020 года договориться о ценах на энергоносители и еще о ряде важных вопросов. Отражаются ли данные факторы на общественном мнении о Союзе?

− Да, вполне могут отражаться. Стоит учитывать, что каждая проблема находит свое отражение в СМИ, а это уже влияет на общественное мнение о двусторонних отношениях самым непосредственным образом.

Постоянно возникающие разногласия способствуют формированию скептического отношения к Союзному государству. Наибольшей репутацией будет пользоваться тот союз, который будет работать как часы. Это естественно.

− Это всё внутренние факторы. А что касается внешних?

− Что касается внешних факторов, отмечу, что они так же играют довольно ощутимую роль. И в Беларуси, и в России существуют активные дезинтеграторы в лице некоторых средств массовой коммуникации и некоммерческих организаций, которые набирают всё большую популярность и влиятельность на общественное мнение, а также выступают средством мобилизации молодежи для уличной антиинтеграционной активности.

− Как стоит усовершенствовать социально-культурную политику Союзного государства в наступившем году и в ближайшем будущем вообще?

− Хотелось бы, чтобы в течение наступающего года (или хотя бы нескольких следующих) было найдено союзное решение перечисленных мной ранее аспектов. Формирование единого образовательного и научного пространства, создание союзных программ академического обмена, модернизация и актуализация форматов культурной и медийной сфер интеграции: выпуск союзных сериалов, ситкомов, союзных молодежных фестивалей (современных, а не эстрадных), развитие союзного контента на YouTube.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *