О «новых условиях» интеграции

Недавнее заявление Александра Лукашенко о союзе вполне понятно и ожидаемо: глава РБ не сказал ничего такого, что не говорил бы ранее, да и не вышел за пределы своего стиля общения и образа политика-хозяйственника.

В том, что каждый год «новые условия» Лукашенко отчасти прав: просто РБ привыкла к либеральной России, в которой государство не осознавало себя в качестве экономического субъекта и действовало в рамках логики «деньги есть, всё остальное купим». Новая Россия другая, у неё меньше денег. Перед властью стоят проблемы импортозамещения, национальные проекты, раздел денег Фонда национального благосостояния. Перед капиталом – освоение средств, выделанных на импортозамещение, и отчётность перед государством, поиск новых способов заработка. Проще говоря, если до 2014 года российская власть и капитал действовали в расслабленном режиме, то с 2014 активизировались и стали вести себя примерно как РБ: считать свои деньги, лоббировать национальные интересы, использовать протекционистские инструменты.

И вот эта Россия белорусам зачастую непонятна, а для ряда предприятий и вовсе враждебна. Проблема же Минска в том, что в конце 1990-х – начале 2000-х он был ведущим в интеграции, а после 2014 года стал уже ведомым – кооперационные проекты, которые предлагала Москва до 2014 года (интеграция МАЗ и КамАЗ, покупка завода «Интеграл») Минск отверг.

Теперь российской власти, в принципе, нормально и так как есть, а российскому капиталу выгодно импортозамещать всё, что можется – это же борьба за государственные деньги и поиск новых прибыльных рынков.

Периодически от этого страдает белорусский бизнес, хотя, опять же стоит акцентировать внимание на том, что Москва не делает ничего такого, что ранее не делал бы Минск для защиты своего национального капитала.

Минску нужно понять, что импортозамещение в любом случае продолжится, а РБ будет от него страдать до тех пор, пока на политическом уровне не будут достигнуты договорённости о принятии мер, которые бы учитывали интересы белорусского бизнеса на российском рынке. Данные меры могут быть самыми различными:

1. Делить рынки и уходить в производство узких товарных групп, повышая уровень передела. Пример — производство сыров, которых Минск по итогам 2019 года продаст на 1 млрд долларов.
2. Выступать локомотивом интеграции и создавать совместные производства с российскими компаниями. Наиболее продвинулись в этом направлении МТЗ и «Амкодор» — у МТЗ сборочное производство в Череповце, а у «Амкодор» — специнвестконтракт в Карелии.
3. Осуществлять совместный выход на внешние рынки, например, китайский. Интересы Минска и Москвы совпадают — они хотят выйти на китайский рынок продовольствия, но для этого нужно преодолеть сопротивление Пекина, который использует нетарифные методы регулирования. Не исключено, что ряд товаров Минску было бы выгоднее поставлять не в Китай (из-за длинного транспортного плеча), а на привычный рынок европейской части России. Поэтому открытие китайского рынка позволило бы снять напряжение между наступающим российским АПК и обороняющимся белорусским.
4. Создавать союзные корпорации, предлагая наиболее выгодные для себя варианты интеграции. Например, союзную тракторостроительную компанию можно организовать на базе МТЗ — белорусы куда успешнее в производстве тракторов, а вот производителей грузовиков объединять на базе КамАЗ. Главное проявлять инициативу и гибкость — это позволит сохранить свою долю на российском рынке.
5. Добиваться если не отмены индикативных балансов по продовольствию, то введения индикативных балансов по новым, важным для Минска товарным категориям, например, ягодам и фруктам.
6. Активнее участвовать в разработке ПО для российского рынка, в т.ч. для сегмента государственной службы.

Во многом именно Минск должен выступать локомотивом интеграции, так как именно он рискует потерять рынки: сыров (в России строятся сыроварни, мощность которых превышает белорусское производство), лифтов, комбайнов.

Проще говоря Минску нужно вернуть инициативу в интеграции и выступать не ведомым, а ведущим.

Иван Лизан

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *